МЭШ

О безопасности интерактивных панелей МЭШ для здоровья детей

Поставляемые Департаментом информационных технологий в общеобразовательные учреждения интерактивные панели используют жидкокристаллическую технологию. Для данной технологии характерны высокое разрешение, обеспечивающее высокое качество изображения, наиболее близкое к бумажному носителю, отсутствие теней и дефектов изображения (в том числе световых пятен), обусловленные самой технологией формирования изображения. Немаловажным фактором является яркость экрана: согласно ГОСТ Р ИСО 9241-303-2012 для длительного просмотра в рабочих условиях целью является гармонизация экрана видеодисплея и окружающих его предметов быта с освещением внешней среды. Применяемые жидкокристаллические дисплеи имеют яркость, соизмеримую с уровнем освещения в классах 300 - 500 лк. При этом жидкокристаллические дисплеи могут быть настроены под уровень освещенности в классе и не требуют затемнения во избежание излишней нагрузки на зрение.

Для поставляемых в общеобразовательные учреждения интерактивных панелей, в отличие от проекционных технологий и бытовых телевизоров, характерно нормируемое TÜV отсутствие вредных факторов – мерцания, избыточного коротковолнового синего и фиолетового светового излучения видимого спектра высокой мощности, а также электромагнитного излучения.

Обязательная сертификация электронных досок

Согласно действующему законодательству РФ ЖК мониторы и панели, плазменные и ЖК телевизоры подлежат обязательной сертификации в рамках технического регламента таможенного союза ТР ТС 004/2011 «О безопасности низковольтного оборудования». При сертификации изделия проверяют по следующим параметрам:

·         Соблюдение требований к оформлению технической документации на сертифицируемые мониторы и телевизоры, включая руководство по эксплуатации, маркировку и паспорт изделия;

·         Соблюдение сертифицируемыми мониторами и телевизорами требований по защите человека при нормальной эксплуатации от поражения электрическим током;

·         Соответствие мониторами и телевизорами требованиям прочности изоляции и предохранительным цепям;

·         Соответствие сертифицируемыми мониторами и телевизорами требованиям механической и коммутационной стойкости.

Документы о сертификации предоставлены государственному заказчику вместе с поставляемым товаром. Поставляемые Департаментом информационных технологий в общеобразовательные учреждения интерактивные панели выпускаются ведущими мировыми производителями, относятся к профессиональному классу оборудования, соответствующему жестким требованиям мировых стандартов, в том числе TÜV (осуществляющему сертификацию продукции для поставок в страны Европейского Союза и США) и имеют указанную сертификацию.

Временные ограничения по использованию электронных досок на уроках

Согласно п. 10.18 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (далее – СанПин):

·         Непрерывная продолжительность работы обучающихся непосредственно с интерактивной доской на уроке в 1-4 классах не должна превышать 5 минут, в 5-11 классах – 10 минут.

Суммарная продолжительность использования интерактивной доски на уроке в 1-2 классах составляет не более 25 минут, 3-4 классах и старше – не более 30 минут при соблюдении гигиенически рациональной организации урока (оптимальная смена видов деятельности, плотность уроков 60-80%, физкультминутки, офтальмотренаж).

·         Продолжительность непрерывного использования компьютера с жидкокристаллическим монитором на уроке составляет: для учащихся 1-2-х классов - не более 20 минут, для учащихся 3-4 классов – не более 25 минут, для учащихся 5-6 классов – не более 30 минут, для учащихся 7-11 классов – 35 минут.

Стоит отметить, что приведенные в СанПиН по интерактивным доскам нормы относятся, прежде всего, к проекционным технологиям, а не к поставляемым интерактивным панелям, которые по своей сути представляют собой жидкокристаллический дисплей.

Соблюдение рекомендаций по использованию интерактивных панелей

Оптимальными условиями для использования подобного типа оборудования в процессе обучения являются:

·         соблюдение нормального уровня освещения (не рекомендуется затемнения помещения);

·         рекомендуется 5-10 минутный перерыв после каждых 30 минут просмотра. Критическое время непрерывного просмотра составляет 1 час (аналогичные рекомендации предоставляются и производителями оборудования).

·         Вне зависимости от используемой технологии, с учетом требований СанПиН должна обеспечиваться оптимальная смена видов деятельности, плотность уроков 60-80%, проводиться физкультминутки, офтальмотренаж.

Согласно п. 5.6 СанПиН при оборудовании учебных помещений соблюдаются следующие расстояния в сантиметрах:

·         от первой парты до учебной доски – не менее 240;

·         наибольшая удаленность последнего места обучающегося от учебной доски – 860;

·         расстояние от классной доски до первого ряда столов в кабинетах квадратной или поперечной конфигурации при четырехрядной расстановке мебели – не менее 300.

При этом СанПиН не конкретизирует тип учебной доски для которого применимы указанные параметры. Оптимальные для зрения условия фактически не зависят от используемой технологии электронной доски и актуальны даже для обычной меловой доски. Минимизация нагрузки на глаза достигается правильным сочетанием размера доски и использования шрифтов достаточного размера, соответствующих эргономическим правилам, обусловленным особенностями человеческого зрения.

Производителями интерактивных панелей не выпускается каких-либо специализированных решений для работы с детьми, имеющими проблемы со зрением. Приспособленность интерактивных панелей для детей, имеющих проблемы со зрением, может достигаться, в первую очередь, адаптацией образовательного контента – использованием крупных шрифтов, сочетаний цветов, контраста между текстом и фоном, что актуально и для детей, не имеющих проблем со зрением. Согласно п. 5.5. СанПиН, детей с нарушением зрения рекомендуется рассаживать на ближние к классной доске парты. Также, согласно п. 10.17 с целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся на уроках следует проводить физкультминутки и гимнастику для глаз.