#Школа904вЛицах: Александр Александрович Комаров — о призвании, любви к ученикам и компромиссах 24.07.2021

Александр Александрович Комаров — учитель русского языка и литературы и педагог, по-настоящему влюбленный в свое дело. Мы пообщались с Александром Александровичем и предлагаем познакомиться с ним поближе.

— Как вы выбрали свою профессию?

— Выбрал профессию... Как бы это пафосно ни звучало, но это учительство, наверное, выбрало меня. У меня никогда не было ни капли сомнения, что я стану учителем, никогда. С самого детства — это и мечта, и смысл учебы, и что-то личное. Да и профессией учительство назвать сложно, возможно, даже несправедливо! Это все-таки некое служение, как в театре. Учительство с детства вызывало у меня несравнимый трепет. Спасибо за это моим учителям и наставникам именно в школе!

— Что, на ваш взгляд, главное в профессии учителя?

— Главное... сложно сказать. Вы знаете, мне всегда нравилась фраза моего учителя словесности: «Ты должен воспитать своего ученика так, чтоб можно было у него потом учиться!». Нужно «заразить» ученика предметом, собою, эмоциями, наукой, взглядами — только тогда можно говорить о том, что ты что-то вложил в ребенка. Но все возможно только при помощи любви к каждому воспитаннику. Ведь в каждом из них живет атом солнца! И мы, учителя, живем за счет этого детского свечения. И ведь результат, истинный результат нашей работы мы увидим не на экзаменах, а через годы и десятилетия.

— Какими своими профессиональными достижениями вы больше всего гордитесь?

— Я не люблю говорить о своих достижениях. Это, верно, мои внутренние галочки. Я прошёл хороший путь обучения: от бакалавра до кандидата педагогических наук; в профессиональной деятельности достижения — это множество проектов, программ, методик, в которых я участвовал. Но главные достижения — это слова моих учеников, их реакция и отзывы. Мы, учителя, продолжаемся в своих учениках. Для меня это главное достижение.

— Какие нужны качества, чтобы преуспеть в русском языке и литературе, и как их развить, если у ученика нет выраженной склонности к предметам?

— Я убежден только в одном: нет ничего невозможного для человека с интеллектом! Научиться можно абсолютно всему, главное — иметь собственное желание, чувствовать рядом четкую опору в лице учителя и видеть понимание родителей! Каждый может научиться, если сработается это заветное трио: ученик, учитель, родитель. Ученик — это тоже профессия, к которой нужно относится с такой же серьезностью, как и к подлинной работе взрослого человека.

— Что вы делаете для того, чтобы уроки были интересными?

— Если прагматично на этот вопрос посмотреть — много всего: постоянное чтение, учеба, развитие, работа над нюансами предмета, открытие нового, поиск интересных методов и приемов и прочее, прочее, прочее... А если по-человечески, то детям интересно и нужно, чтоб перед ними был честный человек, заинтересованный в предмете и своих воспитанниках! Интересно не изучать русский язык или литературу. Интересно познать их суть, глубины и философию. Лингвистика и литература — это не свод правил, схем и терминов. Это есть наше мышление и чувствование!

И знаете, Эрхарт говорил, что нужно уметь находить истинные компромиссы во всем! Ведь компромис - это искусство разделить пирог так, чтобы каждый был уверен, что лучший кусок достался ему. Это один из интереснейших принципов, которых я придерживаюсь, как педагог.

— Какой совет вы можете дать учащимся?

— Учащимся, всем школьникам я могу дать только пару советов. Это, наверное, даже не совет, а просьба. Не обращайте внимание ни на кого, оставайтесь собой, храните и развивайте свою индивидуальность! Она поможет сохранить некое чувство детства на всю жизнь. Не бойтесь открывать новые двери, не сдавайтесь перед трудностями, верьте в себя! Мотивируйте себя на победы и достижения. А школьные годы — это фундамент, на котором будет стоять ваша будущая жизнь.