Что делать, если ребенок отказывается ходить в детский сад? 09.10.2018

Голос этого малыша в моем дворе узнают все. С начала сентября каждое утро он оглашает микрорайон душераздирающими воплями – родители ведут его, упирающегося руками и ногами, в детский сад.

Мы с соседями стали уже по утрам выглядывать из окон, стараясь разглядеть маленького мученика, который никак не привыкнет к новым жизненным обстоятельствам. Понятно, что и малыш, и родители попали в трудную ситуацию. Им нужна помощь. Что делать в таких случаях, я узнала у руководителя психолого-педагогической службы московской 904 школы Ольги Павловны Серегиной.

– Многие дети в период адаптации к детскому саду плачут по утрам и не хотят идти в группу, – говорит Ольга Павловна. – Это нормально. Ситуация должна разрешиться через пару недель посещения садика, когда малыш начнет понимать, что в саду интересно, там его ждут друзья, игрушки и внимательный воспитатель.

Однако иногда мы сталкиваемся с ситуацией, когда изо дня в день ребенок активно протестует против детского сада и отказывается выходить из дома. Если у ребенка бурные истерики, с которыми вы никак не можете совладать, то следует пойти к психологу. Здесь нужна квалифицированная помощь, потому что, скорее всего, речь идет не о психологическом дискомфорте, вызванном у ребенка посещением детского сада, а о серьезном стрессе. Здесь помощь должен оказать специалист.

Но если вы видите, что можете влиять на ситуацию, что ребенок, хоть плачет и капризничает, однако воспринимает ваши слова и действия, то стоит воспользоваться некоторыми психологическими приемами:

  1. Отвлекайте ребёнка, когда собираетесь в детский сад. Этим приемом родители сами часто интуитивно пользуются. Так мама нашего воспитанника Кирилла начинает день не с разговоров о детском саде, а о том, как они с Кириллом проведут вечер, а потом и выходные. Пусть время сборов в детский сад будет легким и приятным. Не заостряйте внимание на том, что ребенок вчера, к примеру, неаккуратно сложил верхнюю одежду после прогулки или бросил в шкаф грязную обувь. Не ругайте малыша, оставьте все воспитательные меры на вечер. С утра приласкайте ребенка, поговорите с ним об игрушках, которые есть только в детском саду, побеседуйте о том, какие интересные у него друзья в группе.
  2. Всегда советуйтесь с воспитателями. Ничего не стесняйтесь и не скрывайте. Задавайте вопросы, просите воспитателя и нянечек понаблюдать за ребенком, чтобы понять: а что происходит не так? Ведь главная проблема в том, что малыши трех-четырех лет часто не только не могут объяснить, что же им не нравится, они просто не в состоянии это осознать. Сотрудники детсада могут в этом помочь. Например, отметить, что у ребенка проблема с питанием. Или конфликт с одним или несколькими детьми. Или саму воспитательницу ребенок побаивается. Причем она может быть и доброй, и заботливой, просто у нее голос гораздо громче, чем у мамы, и малыша это пугает.

Кстати, когда ребенок не хочет идти в детский сад, первое подозрение у родителей всегда падает на сотрудников дошкольного отделения. «У нас, наверное, злая воспитательница», – думает семья. Выяснить это непросто. Малыш, как мы уже сказали, не в состоянии ничего объяснить. Здесь могут помочь сюжетно-ролевые игры, рисунки и раскраски. Как играть? Возьмите игрушечных медведей, зайцев, кошечек, лисичек и поиграйте с ребенком сначала «в семью», потом плавно перейдите на детсадовский сюжет. Послушайте, не заговорит ли вдруг лисичка-воспитательница страшным голосом.

Эти же ситуации можно с ребенком и нарисовать. Если ваш ребенок еще плохо рисует, используйте раскраски, посмотрите, какие цвета он использует в том или ином случае. Вот ваш сыночек или доченька изобразит, к примеру, курочку и добавит с удовольствием, что это «тетя в саду» научила так рисовать, – это уже первый штрих к положительному портрету вашей воспитательницы. Вы спросите, что делать, если собранные вами «косвенные приметы» указывают на то, что проблема все-таки в воспитательнице? Снова скажу: идти общаться с воспитательницей. Пусть обратит внимание на вашего ребенка, пусть постарается перестроить систему взаимоотношений с ним. Сотрудничайте! Общими усилиями все можно преодолеть.

  1. Проявляйте интерес ко всему, что происходит в детском саду, поддерживайте, по возможности, творческие инициативы, участвуйте в конкурсном движении. У нас в детском саду мамы часто мастерят поделки с детьми, рисунки делают, становятся участниками выставок. Весь сентябрь нам приносили такие замечательные портреты «Королевы осени», сделанные из желудей и осенних листьев, что мы сделали выставку! Для ребенка это, безусловно, яркие положительные эмоции. В этом случае для него детсад и семья превращаются в одну дружественную коалицию, где все друг друга любят. Вывод по данному пункту: детский сад не «Летучий голландец», тут не стоит бояться стать «частью корабля», «частью команды». Тогда и ваш ребенок не будет бояться туда ходить.
  2. Следующая причина нежелания идти в сад – испорченные отношения с кем-то из детей. Обсудите, прежде всего, сложившуюся ситуацию с воспитательницей группы, выслушайте ее советы. И, конечно, надо разработать план, как сдружить малышей. Можно устроить праздник для небольшой группы детей, можно отпраздновать первый месяц в детском саду совместным походом в игровой центр, можно просто пойти погулять. Проверено опытом: небольшое усилие со стороны семей – и дети уже не враги, и все с удовольствием ходят в сад. Никогда не могу равнодушно пройти мимо, когда слышу, как родители на слова ребенка, что его кто-то обидел, советуют вечное: «А ты дай сдачи!». Я часто спрашиваю родителей: а что последует за тем, когда ваш ребенок даст сдачи? Частый ответ: «Больше трогать не будут!». А вот и нет. Происходит иное. Кстати, совершенно логичное. Ребенку тоже дают сдачи. И иногда в таком объеме, на который советчик отнюдь не рассчитывал. Помните, этим «вечным» советом вы можете спровоцировать драку. Ничего больше. И полученный «на сдачу» вашим сыном синяк, вас тоже не порадует.
  3. Важный вопрос о еде. Иногда ребенок не может этого осознать, но причиной его острой нелюбви к детскому саду становится нарушение пищевых привычек. Все помнят, как мы не любили в детском саду доедать кашу, или суп с луком, или запеканку. Или хочется побыстрее уехать из страны, национальная кухня которой нам не подходит. Еда – важная часть жизни человека, ребенка – особенно. Дети хотят, чтобы еда в садике была такая же, как дома. Но это невозможно. Особенно страдают от этой проблемы «малоежки» и ребята, которые очень разборчивы в еде. Тут важно договориться с воспитателем о том, чтобы ребенка не заставляли доедать. С голоду он не умрет. И негативное отношение к детскому саду пропадет.
  4. И еще один совет. Раздвигайте границы мира ребёнка. Чаще выезжайте из дома, путешествуйте, ходите в музеи, парки развлечений, в гости, кино. В своей практике я сталкиваюсь и с многодетными семьями, у которых, несмотря на их многочисленность, хватает сил и средств посещать театры, музеи, в теплый период времени выезжать на пикники. А тем, у кого 1-2 ребенка, и вовсе не составит труда это сделать. Этот способ не дает малышу замыкаться в себе, помогает даптироваться в социуме.